Урок 9. Что такое чётные и нечётные числа

— Сова, — воскликнул любознательный Пятачок, — когда мы с Пухом делили мёд на уроке о делении, ты сказала, чтобы Пух брал нечётные банки мёда, а я – чётные. А как ты узнала, какие банки чётные, а какие нечётные? И что это такое?



— Всё просто, — ответила Сова, — на каждой из банок мёда были наклеены их порядковые номера, т.е. – числа, которые шли по порядку: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Числа 1, 3, 5, 7 называются нечётными, а числа 2, 4, 6, 8 – чётными.

— Ух ты, — вклинился в разговор Винни-Пух, — а какие числа лучше? Чётные или нечётные? Может и мёд, который находится в нечётных банках, вкуснее, чем в чётных?

— Нет, Винни, — успокоила медведя Сова, — вкус мёда к чётности не имеет никакого отношения!

Два одинаковых предмета принято называть парой – пара глаз, пара рук, пара сапог, пара банок и т. д.

Если у тебя в корзинке, Пух,  будет лежать 4 яблока, то можно сказать, что в корзине лежит две пары яблок, а если 6 груш – то три пары груш.

А вот у носа нет пары – он один и у тебя, Пух, и у тебя, Пятачок, и у меня – у Совы.

— Зато у носа есть пара ноздрей, — восторженно взвизгнул поросёнок, страшно довольный от своей догадки.

— Правильно, Пятачок, — похвалила того Сова.

Точно так же и с числами – у одних есть пара, у других – пары нет. Числа, у которых есть пара, называются чётными, а те числа, у которых пары нет – нечётными.

Возьмём число 1. Это число грустное, например, как одинокий медведь, который совершенно один, у него нет пары – это нечётное число.

Но, если к медведю приходит поросёнок, то их становится двое и им уже совсем не скучно, поэтому, 2 – это «весёлое» число, ведь с другом никогда скучно не бывает.

Но, вот к Пуху и Пятачку пришла Сова – и их стало трое. У Совы нет пары, ведь Винни и Пятачок заняты своими делами, а до Совы им нет никакого дела. 3 – это «грустное» число, у тройки нет пары. 3 – это нечётное число.

Но, недолго грустила Сова, мимо пробегал умный Кролик, который заметил веселящихся друзей медведя и поросёнка, и скучающую Сову. Кролик решил узнать, в чём дело, и у них с Совой завязался интересный разговор. Теперь зверей стало четверо, и они были разбиты на пары: Пух играл с Пятачком, а Сова вела беседу с Кроликом – всем было интересно. 4 – это чётное («весёлое») число.

А потом к компании присоединился Ослик Иа, который был грустный, потому, что у него был День Рождения, но у него не было пары. 5 – это нечётное («грустное») число.

И тут к зверям подкатился Колобок, которому скучно стало в своей сказке и он решил поискать себе новых друзей, которые не любят мучного. Колобка заметил Ослик, и решил с ним познакомиться, а заодно узнать, не видел ли тот утерянного ослиного хвоста. Колобок тоже был не против нового знакомства – он ещё никогда не видел бесхвостых ослов. Теперь зверей стало шестеро, и все они были разбиты по парам: Пух с Пятачком; Сова с Кроликом; Ослик с Колобком. Все были заняты своим делом, и никто не скучал: 6 – это чётное число.

Вскоре на полянку, где собрались шестеро зверей, забрела Красная Шапочка, которая сбилась с пути по дороге к своей бабушке. Она остановилась у куста ежевики, и по её щекам текли слёзы, ведь она была совершенно одна. 7 – это нечётное («грустное») число.

И тут кто-то  осторожно тронул Красную Шапочку за ногу. – Извините, — сказал кто-то, — Вы не знаете где можно найти можжевеловых веточек?

Это был Ёжик, который только что вышел из тумана и случайно натолкнулся на плачущую Красную Шапочку. Девочке сразу стало не так одиноко, ведь у неё появилась пара. 8 – чётное («весёлое») число.

Девятой к сказочной компании присоединилась грустная девочка Элли, которая по пути в Изумрудный город потеряла своего верного спутника Тотошку. 9 – это нечётное («грустное») число.

И тут с весёлым лаем на поляну выскочил Тотошка, который нашёл свою хозяйку, и Элли, обняв своего пёсика, тотчас же повеселела. Теперь у всех была своя пара. 10 – это чётное («весёлое») число.

— Интересно ты всё рассказала, Сова, — одобрительно заметил Винни-Пух. – Теперь даже моим опилкам стало понятно, что чётные и нечётные числа идут друг за дружкой.

— Всё верно, — похвалила медведя Сова. – Чётные и нечётные числа идут по порядку друг за дружкой. Ты уже знаешь, что в десятичной системе счисления используется всего 10 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Теперь ты знаешь, что половина из них нечётные (1, 3, 5, 7, 9), а другая половина – чётные (2, 4, 6, 8, 10). Обрати внимание, что число 0 не является ни чётным, ни нечётным, но числа, которые оканчиваются на 0, — это чётные числа.

— А как быть дальше? – спросил неугомонный Пятачок. – Как узнать чётное и нечётное число, если оно больше 10?

— Всё очень просто, — успокоила поросёнка Сова, — чтобы определить является ли чётным или нечётным число, которое больше 10, надо посмотреть на его последнюю цифру – если она нечётная (1, 3, 5, 7, 9), то и всё число будет нечётным; а если последняя цифра в числе чётная (0, 2, 4, 6, 8), то и всё число будет чётным.

75; 43; 281; 99; 3047 – нечётные числа.

40; 282; 588; 904; 3536 – чётные числа.

Надо запомнить

1, 3, 5, 7, 9нечётные числа
2, 4, 6, 8, 10чётные числа